Светлана Макаровамусоргский

Школа, культура и удаление сосудов

 

В детстве я училась в музыкальной школе. Помимо обязательных уроков специальности и сольфеджио каждый год для учащихся устраивался музыкальный абонемент. К нам приезжали известные исполнители, и в небольшом концертном зале школы звучали рояль, скрипка, баян или домра, проходили концерты инструментальных и вокальных ансамблей. Но особенно запомнился абонемент, когда мы смотрели и слушали фильмы-оперы.

Я помню декабрьский день, ясный, бесснежный, ветреный, как и бывает обычно на Кубани в это время года. Организованным строем мы шествуем по главной станичной улице в длинное одноэтажное здание кинотеатра. Предыдущий сеанс недавно закончился, и двери зала распахнуты настежь для проветривания. Немного сыро и зябко. Хлопают деревянные откидные сиденья, шумные зрители оживлённо рассаживаются, рассеиваясь по залу. Недовольные контролёрши шикают на самых непоседливых. Но вот свет гаснет, и на экране:"Борис Годунов" народная музыкальная драма М.Мусоргского в постановке Государственного академического Большого театра СССР". И никого в зале больше не надо успокаивать и призывать к порядку. С первых звуков увертюры я на всю жизнь запомнила и полюбила музыку "неистового Модеста".

Позже узнала, что русский дворянин, потомок древнего рода, восходившего к Рюрику, Модест Петрович Мусоргский получил прекрасное образование и воспитание. После окончания школы гвардейских прапорщиков недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Понять своё истинное предназначение, осознать себя музыкантом ему помог кружок Балакирева. Перу Мусоргского принадлежат романсы, симфонические картины, инструментальная музыка (в том числе выдающийся цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки"), музыкальные драмы, которые и по сей день во всём мире относятся к наиболее часто исполняемым произведениям русской музыки. В творчестве композитора мощно и оригинально выражены русские национальные черты. Именно это − определяющая особенность его стиля. И она проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.

Музыкальная драма. "Борис Годунов", написанная по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), признана одним из лучших произведений мирового музыкального театра.

В наше время ведущие театры мира ставят оперы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" в авторской редакции.

Когда встал вопрос, какую пьесу дирижировать на выпускном экзамене в музыкальном училище, а тогда выпускники народного отделения обязательно дирижировали оркестром, - я нисколько не сомневалась: конечно же "Рассвет на Москва-реке"; увертюру к "Хованщине" Модеста Мусоргского! И я счастлива, что мне довелось прикоснуться к шедевру композитора. Наш студенческий оркестр, повинуясь моей дирижёрской палочке, звучал, "рисуя" рассвет! И сверкали купола храмов, под первыми лучами солнца, и пели колокола, растекаясь над речной гладью, и оживала, пробуждалась природа, а вместе с ней и люди. Всё это вместила музыка!

Я не могла не вспомнить об этом, дорогой читатель, когда нынешним  летом увидала на одной из трамвайных остановок Краснодара знаменитый портрет Модеста Мусоргского кисти Ильи Репина. Тот самый портрет, который был выполнен за четыре дня - 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка. Мусоргский умер 16 марта.

В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека находящегося перед лицом вечности. Тот реализм, с которой Репин фиксирует черты больного, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на светлом фоне стены больничной палаты снижает болезненную красноту лица; яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенние от внешнего мира - эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, где, помимо собственных похвал, привел слова Ивана Крамского: "Этот портрет писан Бог знает как быстро, огненно - всякий это видит. Но как нарисовано всё, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, - а много ли на свете портретов с подобным выражением!"

И вот увидев этот шедевр на трамвайной остановке, выставленный в формате рекламного плаката, я решила, что таким образом пропагандируются национальные художественные шедевры. Но зачем же показывать на остановке именно эту картину? Когда трамвай поравнялся с портретом, каково же было мне прочитать написанное поверху: "Лазерное удаление сосудов". Портрет Мусоргского, русского гения, созданный рукой гения Репина, выставлен для демонстрации проблемного носа и увеличенных сосудов на нём, немилосердно усиленных для рекламы пластической хирургии.

Что, дорогой читатель, добавить к этому?

Быть может, лишь очередной раз поднять вопрос о том, куда ведёт реформирование нашего образования, поставляющего Отечеству всё новых и новых Иванов, родства непомнящих. Педагоги и академики от "Единой России" подготовили проект нового образовательного стандарта для старших классов школы, призванного предотвратить инциденты, подобные побоищу на Манежной площади. Согласно новому проекту, учебный день, начиная с 9-го класса, будет разделен на две половины: первая будет посвящена урокам, а вторая - "акциям, направленным на формирование личности гражданина". Предполагается и сокращение числа предметов до девяти. Обязательными станут лишь физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, "гражданская зрелость" и "Россия в мире". А также будет предоставлена возможность изучать иностранные языки. Как говорили в Древнем Риме: "Раб должен быть здоров и понимать язык хозяев".

Чтобы дать школьникам возможность изучать несколько иностранных языков, реформаторы предложили ввести "интегрированные курсы", например, объединить химию, физику и биологию в один предмет под названием "естествознание", что, по-мнению экспертов, можно назвать ликвидацией образования в старших классах.

О культуре же России, самом действенном средстве воспитания полноценных граждан страны, не произнесено ни слова…